Собственно этот вопрос вызывает массу баталий на форумах вездеходчиков. Одни доказывают что подвеска это только лишний вес и зло, другие утверждают что от вездеходы без подвески это костотрясы и уничтожители позвоночника, пломб в зубах и напитков в стеклянной таре.

Как обычно правы и те и другие, а вот почему, давайте разбираться.

 

Комфорт передвижения на том или ином виде транспорта напрямую связан с частотой колебаний, которые этот самый транспорт передает пассажирам. Ученые и разработчики транспортных средств после долгих исследований установили что наиболее комфортной для человека частотой колебаний является диапазон от 0,6 до 2 Гц, что примерно совпадает с частотой шагов человека.

Полный расчет не буду выкладывать, желающие смогут сами его провести взяв формулы из книги Раймпеля "Шасси автомобиля. Элементы подвески".

Для начала примем что для вездехода на колесах сверхнизкого давления при движении со скоростью до 20 км/ч частота колебаний будет от 0,25 до 3 Гц в зависимости от покрытия по которому передвигается вездеход. Конечно это выходит за рамки комфорта, но все таки не выходит далеко за его пределы. Важным будет тут сказать что для достижения таких частот колебаний, давление в колесах вездехода должно быть именно вездеходным! То есть не более 0,3 Атм для твердой гладкой дороги, не более 0,1 для проселка и это давление должно быть тем ниже, чем хуже становится дорога. Если с частотой колебаний все относительно просто, то с продолжительностью их другая история. На автомобиле гашением колебаний занимаются амортизаторы которые переводят энергию колебаний в тепловую. На вездеходе без подвески колебания затухают благодаря огромному колесу которое при действительно низком давлении в колесе (когда на боковине появляются складки), внутренне трение в колесе достаточно эффективно гасит раскачку.

Для вездеходов с подвеской все несколько сложнее. Т.к. для вездеходов на колесах сверхнизкого давления характерна большая масса неподрессоренной части (это колеса + диски + ступицы с рычагами или мосты) которая часто сравнима с массой подрессоренной части - кузов со всем оборудованием и мотором, то подвеска скорее нужна не для гашения колебаний колес, а скорее для гашения колебания кузова относительно колес. При этом проблемой вездеходов на подвеске является то что если на покатушки едут 2 человека, то с охоты или сбора ягод столько сколько влезет, и еще десяток мешков клюквы или лось в багажнике. То есть невозможно рассчитать оптимальную для всех случаев жесткость упругих элементов. Либо будет жестко для пустой машины, либо постоянные пробои подвески на груженой. Выход конечно есть, это применение упругих элементов переменной жесткости, например пружин с прогрессивной характеристикой, добавочных листов рессор, вступающих в работу при определенной загрузке машины, или как верх технологичности - упругие пневмоэлементы.

Так что на малых скоростях, когда частота колебаний не сильно превышает комфортную для человека, и когда не возникают резонансные явления, или они не носят продолжительного характера, возможно использование вездехода без подвески. Для машин же с высокой транспортной скоростью, как правило более 40 км/ч, использование подвески становится обязательным. В противном случае, заранее ищите остеопата и хорошего зубного - лечить спину и вставлять вылетевшие пломбы после каждой поездки.